Неточные совпадения
Женщины того мира казались ему особой породой. Как пар и машины заменили живую
силу рук, так там целая механика жизни и страстей заменила
природную жизнь и страсти. Этот мир — без привязанностей, без детей, без колыбелей, без братьев и сестер, без мужей и без жен, а только с мужчинами и женщинами.
«Нет, это не ограниченность в Тушине, — решал Райский, — это — красота души, ясная, великая! Это само благодушие природы, ее лучшие
силы, положенные прямо в готовые прочные формы. Заслуга человека тут — почувствовать и удержать в себе эту красоту
природной простоты и уметь достойно носить ее, то есть ценить ее, верить в нее, быть искренним, понимать прелесть правды и жить ею — следовательно, ни больше, ни меньше, как иметь сердце и дорожить этой
силой, если не выше
силы ума, то хоть наравне с нею.
А женщины, не узнавая своих
природных и законных
сил, вторгаются в область мужской
силы — и от этого взаимного захвата — вся неурядица».
Она горячо защищалась, сначала преданиями, сентенциями и пословицами, но когда эта мертвая
сила, от первого прикосновения живой
силы анализа, разлеталась в прах, она сейчас хваталась за свою
природную логику.
Бог не есть
сила в
природном смысле, действующая в пространстве и времени, не есть господин и правитель мира, не есть и самый мир или
сила, разлитая в мире.
Русская душа не мирится с поклонением бессмысленной, безнравственной и безбожной
силе, она не принимает истории, как
природной необходимости.
Но если практикующие тузы согласились, что у m-lle Полозовой atrophia nervorum, развившаяся от изнурительного образа жизни при
природной наклонности к мечтательности, задумчивости, то Кирсанову нечего было много исследовать больную, чтобы видеть, что упадок
сил происходит от какой-нибудь нравственной причины.
— Это уж гораздо несомненнее, чем вопрос о
природном размере умственных
сил. Да, организм женщины крепче противится материальным разрушительным
силам, — климату, погоде, неудовлетворительной пище. Медицина и физиология еще мало занимались подробным разбором этого; но статистика уже дала бесспорный общий ответ: средняя продолжительность жизни женщин больше, чем мужчин. Из этого видно, что женский организм крепче.
Для первобытного человека все одинаково чудесно, все естественное,
природное одинаково таинственно и объяснимо лишь
силами сверхъестественными.
И весь мир, весь
природный порядок есть замкнутое помещение, в котором закономерно действуют данные в нем
силы.
Необходимость, закономерность
природных явлений не должна быть персонифицирована, это лишь способ действия мировых
сил, лишь формулировка того направления, которое приняло взаимодействие субстанций.
Но этот же самый божественный человек, согласно учению гуманистического позитивизма, произошел из низкого состояния, вышел из недр неорганической материи; этот человек смертен, этот человек не обладает даже реальным единством личности и есть лишь игра
природных и социальных
сил.
То, что было не по
силам человеческим, не по
силам природным, оказалось по
силам Сына Человеческого и Сына Божьего.
Творение, в
силу присущей ему свободы, свободы избрания пути, отпало от Творца, от абсолютного источника бытия и пошло путем
природным, натуральным; оно распалось на части, и все части попали в рабство друг к другу, подчинились закону тления, так как источник вечной жизни отдалился и потерялся.
Если закон или не в
силах его заступить, или того не хочет, или власть его не может мгновенное в предстоящей беде дать вспомоществование, тогда пользуется гражданин
природным правом защищения, сохранности, благосостояния.
Можно сказать даже, что и все самодурство Большова происходит от непривычки к самобытной и сознательной деятельности, к которой, однако же, он имеет стремление, при несомненной
силе природной сметливости.
Сей всех нас больше, всех нас толще, и с такою физиономией и с такою фигурой, что нельзя, глядя на него, не удивляться
силе природной произрастительности.
Хотя я не раз видел прежде Захара и Максима, но теперь я взглянул на них с особенным интересом. Лицо Захара было темно, брови срослись над крутым низким лбом, глаза глядели угрюмо, хотя в лице можно было различить
природное добродушие, присущее
силе. Максим глядел открыто, как будто ласкающими серыми глазами; по временам он встряхивал своими курчавыми волосами, его смех звучал как-то особенно заразительно.
Петя был легок как пух и гибок в суставах; недоставало, конечно,
силы в мускулах, чтобы управлять этими
природными качествами; но беды в этом еще не было.
Я, наконец, не мог уже видеть без неудовольствия m-lle George, между тем как Семенова и Яковлев, у которых хотя не было ролей цельных, но всегда были места, в которых
природный талант их, то есть одушевление, вырываясь с неподдельною
силою, — доставлял мне иногда истинное наслаждение.
Но как мы заметили, борьба поэта с обстоятельствами жизни не осталась бесплодною: он многое преодолел, многого достиг
силою своей твердой воли и
природного ума.
Но так как
природные требования всегда сохраняют известную долю
силы над человеком, то всегда есть надежда навести бедняка на правильную точку зрения.
Вот этакие-то мысли, западая в человека и развиваясь в нем с чрезвычайною быстротою и
силою, при помощи его
природных инстинктов, — и губят всеобщую тишину и спокойствие в том идеальном общественном механизме, который так отрадно рисовался нам выше.
На один порыв, и даже сильный, — их еще станет, потому что они вообще, по слабости своих внутренних
сил, склонны увлекаться внешними впечатлениями, но одна неудача, одно препятствие, которого нельзя удалить сразу, — и энергия оставляет их, и
природная лень берет свое.
Согласно этому пониманию, воскрешению подлежит собственно только тело, душа же возвращается в него в
силу некоторой
природной необходимости, как только оно восстановлено.
Разумеется, и творческое «да будет» Fiat, которое так часто встречается у Беме, получает соответствующее истолкование не в смысле повеления (Fürsatz), но в смысле —
силы Божества, его
природной мощи, потенции бытия и в таком смысле в разных выражениях определяется оно во многих местах: «вожделение (Begierde) из вечной воли безосновности есть первый образ (Gestalt) и есть Fiat или Schuf [Создание, творение (нем.).].
Вот этого-то «изменения», которое, по существу, является новым творческим актом Бога над человеком, именно и не может совершить хозяйственный труд, а поэтому и «проект» Федорова, как бы далеко ни зашла «регуляция природы»,
силами природными и человеческими неосуществим.
Это есть прорыв духовной
силы в
природный порядок, который в своей изолированности представляется закономерным.
Личность вторгается в этот круговорот
природной детерминированной жизни, как
сила, пришедшая из иного порядка, из царства свободы, из царства духа.
Победа над рабством у природы, у
природных стихийных
сил есть ведь основная тема цивилизации.
Но смерть побеждается не
природными, а сверхприродными
силами.
Государство есть прежде всего организатор
природного хаоса, оно движется пафосом порядка,
силы, мощи, экспансии, образования больших исторических тел.
Бог был понят как власть, как
сила насилующая, совсем подобно государственному порядку, или как
сила детерминирующая извне, совсем подобно каузальным связям
природного порядка.
Но он собственными
силами подымается по ступеням
природного мира и сам ставит себя целью.
Магия тем и отличается от науки и техники, что для нее природа всегда одухотворена и что она вступает в общение не с механическими
силами, а с
природными духами, будь то демоны или духи светлые.
Человек остается сам с собой, со своими ограниченными человеческими
силами, связанный лишь с
природной необходимостью.
Как исключительно
природное существо, человек — не центр вселенной и не царь вселенной, он один из многих и принужден бороться за свое положение с бесконечно многими существами и
силами, тоже претендующими на возвышение.
Без учения, без наставлений, руководимый только
природным умом, он держался мудрых правил во внешней и внутренней политике,
силою и храбростью восстановляя свободу и целость России, губя царство Батыево, тесня, обрывая Литву, сокрушая вольность новгородскую, захватывая уделы, расширяя московские владения до пустынь Сибирских и Норвежской Лапландии [Н. М. Карамзин. «История Государства Российского». Т. VI.].
Почти с равной
силой аргументации защищают философы первородную свободу человека и совершенный детерминизм, вводящий человека в роковую цепь
природной необходимости.
Темная магия оставляет человека заколдованным в
природной необходимости и хочет дать ему власть и
силу, не освободив его.
И та лишь философия в
силах прозреть космос в человеке, которая видит, что человек превышает все явления
природного мира и являет собой верховный центр бытия.
Он обладал пылкою душою, редким умом, непоколебимою, выдающеюся
силою воли и имел бы все главные качества великого монарха, если бы воспитание образовало или усовершенствовало в нем
природные способности, но рано лишенный отца и матери, отданный на произвол буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, он был на престоле несчастнейшим сиротою русской державы, и не только для себя, но и для миллионов своих подданных готовил несчастие своими пороками, легко возникающими при самых лучших естественных свойствах, когда еще ум, этот исправитель страстей, недостаточно окреп в молодом теле.
— Так, владыко, — не ровен шаман; иные и впрямь немало тайных
сил природных знают; ну да ведь и шаманы ничего… Они меня знают и иные сами ко мне людей шлют.